Развитие
ВелоДВИЖЕНИЯ в Москве, 2006 - 2016 гг.
Вступление
|
III.
Проблемы велодвижения и их решение
|
I.
Москвичи на велосипедах
|
1. Роль велосипеда
в дорожном движении
2. Планирование инфраструктуры
3. Преимущества велосипеда
4. Как достичь роста велодвижения малыми средствами?
|
1. Велодорожки
и разметка дорожного пространства
2. Кольцевые велотрассы, связывающие парки
3. Проблемы велодвижения в центре Москвы
4. Сочетание велосипедного и общественного транспорта
5. Стоянки для велосипедов
6. Дорожные знаки
7. Массовые мероприятия и информирование населения
|
II.
Особенности велосипедного транспорта
|
IV.
Перспективы и оценки
|
1. Забота
о безопасности
2. Оздоровительные свойства
3. Удобство передвижения
|
1. Что даст
решение проблем велодвижения?
2. Когда Москва подружит с велосипедом?
3. Способы оценки результатов |
Хотя количество велосипедов у москвичей равно
количеству автомобилей (более 3 миллионов), и оно продолжает расти быстрыми
темпами, в Москве на сегодня отсутствует городское планирование участия
велосипеда в дорожном движении. Практически отсутствуют велодорожки. Улицы
и дворы забиты автомобилями. На улицах не увидишь человека на велосипеде.
Права велосипедиста на дорожное пространство никак не обозначены и водителями
не уважаются.
Между тем, велосипедный транспорт является экологически чистым и общественно
признанным средством передвижения. Опыт многих европейских городов показывает,
что по объёму перевозок велотранспорт может сравниться с перевозками общественным
транспортом и личными автомобилями. В Копенгагене ежедневно на работу ездят
на велосипеде до одной трети трудящихся.
Добиться таких результатов можно только в том случае, если велосипедист
станет равноправным участником дорожного движения. Велодорожки должны стать
неотъемлемой частью дорожной сети в любом микрорайоне города, наряду с автодорогами
и пешеходными тротуарами. Городская Дума должна утвердить меры по обеспечению
безопасного и удобного движения велосипедистов, предусматривать средства
на строительство велодорожек и улучшение условий для велодвижения отдельной
строкой в бюджете. Руководители города должны координировать эту работу
и добиваться ежегодного возрастания количества велопоездок и велосипедистов
на дорогах.
Исходя из этих целей можно наметить основные задачи по развитию велодвижения
в Москве на ближайшие 10 лет:
- добиться, чтобы 10% трудящихся москвичей ездили на работу на велосипедах;
- уменьшить долю аварий с участием велосипедистов на 50%;
- добиться, чтобы 50% москвичей считали безопасным передвижение по дорогам
на велосипеде;
- состояние дорог должно обеспечивать среднюю скорость передвижения на велосипеде
по Москве на расстояние до 5 км не менее 12 км/час.
Количественная оценка состояния велодвижения позволит непрерывно отслеживать
темпы развития и их соответствие поставленным целям.
I. Москвичи на велосипедах
1. Роль велосипеда в дорожном движении. В отличие от большинства городов
Европы Москва не выработала традиций перемещения по городу на велосипеде.
Несмотря на это треть москвичей приобрела велосипеды и считает их использование
непременной частью своей жизни. В основном, это семьи с детьми и молодые
люди. Дети и подростки катаются во дворах. Молодежь постарше выезжает в
парки и за МКАД. Владельцы автомобилей используют велосипеды на загородных
поездках. Дачники с семьями вывозят велосипеды для катания детей и переездов
в сельской местности. Любители велосипедного туризма выезжают в походы выходного
дня по Подмосковью. В настоящей работе мы ограничимся перспективами велодвижения
в пределах городской черты Москвы. Здесь основная проблема - перемещение
по дорогам с помощью мускульного транспорта
Очень немногие москвичи ездят на работу на велосипеде. Если работа недалеко,
в соседнем микрорайоне или не далее 5 км от дома, и велосипед быстрее и
дешевле общественного транспорта, то преимущества велосипеда неоспоримы.
Отдельные пока немногие велосипедисты ездят на велосипеде на работу и за
20 км, когда цель - поддерживать спортивную физическую форму.
2. Планирование инфраструктуры. Всеми признана роль велосипеда как
экологически чистого средства транспорта. Занимая небольшое по сравнению
с автомобилем дорожное пространство, велосипедисты способствуют разгрузке
дорожного движения. При массовом развитии велодвижения проблема пробок на
дорогах решается кардинально. Задача состоит в том, как обеспечить велосипедистам
удобное и безопасное перемещение по городу. Чтобы сочетать велодвижение
с общественным транспортом, необходимо оборудовать стоянки у вокзалов, станций
метро и автобусных станций. Между парками Москвы должны быть созданы специальные
велодорожки, объединенные в кольцевую велотрассу.
Конечной целью развития велосипедной инфраструктуры должен быть нулевой
рост количества автомобильных поездок при возрастающей роли общественного
и велосипедного транспорта.
Для достижения этой цели должен быть разработан план, включающий массовые
мероприятия в поддержку развития велодвижения. Подобные мероприятия широко
проводятся в тысячах городов Европы. Это "День без автомобиля"
в отдельных микрорайонах, округах и городе в целом, "День - на работу
общественным транспортом и на велосипеде". Но главная часть плана -
это финансирование конкретных проектов по строительству велодорожек и оборудованию
стоянок.
Планирование велоинфраструктуры должно стать неотъемлемой составной частью
всего городского планирования на всех уровнях. Городское планирование должно
исходить из того, что значение велоинфраструктуры будет неуклонно возрастать
.3. Преимущества велосипеда. Велосипед - индивидуальное средство
транспорта. Когда ехать недалеко и на дороге пробки, люди предпочитают велосипед
автобусу и автомобилю. С ростом перегруженности автодорог и нехватки автопарковок
эта тенденция будет возрастать. Но велосипед сможет конкурировать с автомобилем
и при передвижении на большие расстояния, если сочетать его с метро, пригородными
электропоездами и междугородними автобусами.
Велосипедный транспорт становится конкурентоспособным в тех случаях, когда
он способствует экономии времени. На расстояниях свыше 5 км велосипеду трудно
соперничать с автомобилем. Однако, учитывая значительные интервалы в движении
автобусов и время на остановки, велосипед нередко опережает общественный
транспорт и на значительно больших расстояниях.
Поездка на велосипеде на работу или по другим делам становится особенно
интересной, если путь проходит по привлекательной велотрассе или через парковую
зону.
Структурный состав велолюбителей крайне неоднороден. Небольшое их количество
ездит по любым дорогам и по любому поводу. Но основная масса велолюбителей
каждый раз рассматривает несколько вариантов поездки, только на велосипеде
или в комбинации с другим транспортом. Немалая часть автолюбителей и пассажиров
общественного транспорта вообще не могут представить свое перемещение на
велосипеде. Но с ростом привлекательности велосипедного транспорта их доля
будет неуклонно сокращаться. Трудности парковки автомобилей, неуклонный
рост стоимости парковки, ограничение на въезд в некоторые районы города
сделают велосипед еще более конкурентным средством транспорта
.4. Как достичь роста велодвижения малыми средствами? Массовый велолюбитель
выедет на городские улицы только тогда, когда почувствует заботу города
о своей безопасности и удобстве передвижения, о том, что он желанный участник
дорожного движения. Чем значительнее забота города о велосипедистах, чем
большую скорость перемещения обеспечивают условия проезда по дорогам, тем
большее количество велолюбителей будет выезжать на улицы города. Степень
активности участников дня "На работу на велосипеде" позволила
бы ярко высветить уровень заботы города о велодвижении. С другой стороны,
проведение такого дня дает возможность велолюбителям наглядное представление
о том, что такое ездить на работу на велосипеде.
Самый первый шаг для увеличения количества велосипедистов, не требующий
существенных затрат - помочь тем, кто уже ездит по улицам. Надо активизировать
кампанию по защите прав велосипедистов на дорожное пространство. Российских
водителей надо упорно воспитывать на конкретных примерах их неуважения к
велосипедистам и печальным последствиям этого. Дополнительным аргументом
для водителей может служить понимание того, что чем больше будет велосипедистов,
тем меньше будет пробок на дорогах.
Большое увеличение поездок на велосипеде на работу достигается разметкой
дорог, пригодных для велосипеда, маркировкой дорожек, тротуаров из жилых
микрорайонов в соседние промзоны. Для жителей крупных подмосковных городов
(Мытищи, Подольск), работающих в Москве, несложно создать велостоянки у
пригородных станций электричек. Для начала достаточно угла на охраняемой
автопарковке. Эти же стоянки смогут использовать велолюбители, приезжающие
на работу в эти города из других мест. Если москвичи и приезжающие на работу
из Подмосковья убедятся, что использование велосипеда удобнее и выгоднее
другого транспорта, у них будет стимул использовать велопоездки все более
часто.
Для любителей загородных велопрогулок надо размечать дороги, выводящие за
МКАД, ставить на них знаки, запрещающие движение автомобилей по выходным
в определенные часы.
Таковы самые простые меры по увеличению количества велосипедистов на дорогах,
не требующие серьезных финансовых вложений
.II. Особенности велосипедного транспорта
Садиться на велосипед или нет? Этот вопрос каждый велолюбитель
определяет для себя сам исходя из собственного понимания ситуации на дороге,
пользы для здоровья, удобства и скорости перемещения в сравнении с другим
транспортом.
1. Забота о безопасности. Любой велолюбитель, прежде чем выехать на
проезжую дорогу, в первую очередь подумает о том, насколько это безопасно
для его здоровья и самой жизни. Опасения попасть в аварию могут быть основаны
на его собственном неудачном опыте или на субъективном мнении о том, что
езда на велосипеде опасна. Степень распространенности такого мнения говорит
о том, что потенциальные возможности велосипеда не используются. Вместе
с тем, мнение об опасности велоезды не мешает многим выезжать на улицу.
С возрастанием опыта движения по дорогам ощущение неуверенности ослабевает.
Те же, кто никогда не садился на велосипед, остаются в твердой уверенности,
что недопустимо использовать велосипед как транспортное средство. Именно
для их переубеждения рассчитано проведение таких мероприятий, как "День
поездки на работу общественным и велосипедным транспортом".
Для объективной оценки безопасности велопоездок в странах Европы используется
показатель - количество аварий, отнесенных к количеству велопоездок или
к общему километражу всех поездок. В Москве еще предстоит наладить такую
статистику, хотя общее количество аварий с участием велосипеда регистрируется.
Показатель начнет давать объективную информацию о безопасности, когда количество
поездок существенно увеличится и сможет быть зарегистрировано. Тогда его
уменьшение будет говорить об улучшении состояния дел с безопасностью.
Стандартный способ сделать велодвижение более безопасным - построить велодорожки
и разметить на дорогах полосы для велосипедов. При этом опасность аварий
переносится на перекрестки с автодорогами. Задача не только в том, чтобы
отметить дорожными знаками подъезд к перекрестку, но и превратить это в
надежную и понятную систему.
.2. Оздоровительные свойства. Доказано: четыре часа в неделю с умеренной
скоростью на велосипеде приносят ощутимую пользу здоровью. Например, это
могут быть поездки на работу в пределах получаса езды на велосипеде. Физическая
активность играет существенную роль в общем состоянии и умственном здоровье
человека и уменьшает риск сердечно-сосудистых заболеваний.
Если прибегнуть к социально-экономическим измерениям выгоды велодвижения
для населения, то можно сказать определенно: повышение качества жизни и
улучшение состояния здоровья людей существенно перевешивают потери от аварий
на дорогах. Возрастание количества велопоездок и соответствующее сокращение
поездок на автомобилях вносят определенный вклад в уменьшение загрязнения
окружающей среды.
Выбор транспортного средства каждым велолюбителем определяется все же не
глобальными проблемами экологии, а в значительной мере заботой о состоянии
собственного здоровья и самочувствия..
3. Удобство передвижения. Чтобы велопоездка доставляла удовольствие,
качество дорожного покрытия должно быть приемлемым. Съезды с велодорожки
на перекрестках должны быть гладкими. Сливные решетки должны быть вровень
с основным покрытием, и продольные щели в них ориентированы поперек движения.
В асфальте не должно быть ям и трещин.
Постоянная уборка и чистка велодорожек убережет от проколов.
Чтобы сделать велопоездки конкурентоспособными по скорости перемещения,
немаловажно добиваться преимущественных прав велосипедистов. Надо устранить
ненужные для велосипедистов запрещающие знаки. Так, на улицах с односторонним
движением можно разрешать велосипедистам двигаться во встречном направлении.
Кольцевые велотрассы позволяют существенно повысить скорость езды.
III. Проблемы велодвижения и их решение
Москве придется поставить цель посадить существенную часть горожан на велосипеды.
Это получится только тогда, когда велосипедисты почувствуют, что город прилагает
серьёзные усилия, чтобы улучшить условия для велоезды. Рассмотрим узловые
проблемы, которые требуется решить, прежде чем увеличение количества велосипедистов
на дорогах станет заметным, и это окажет воздействие на общую ситуацию с
транспортом.
1. Велодорожки и разметка дорожного пространства. Строительство велодорожек
- это главный пункт всех планов по развитию велодвижения. Однако, это дорогое
удовольствие. Километр велодорожек по европейским данным обходится в 800
тысяч долларов. Для начала можно пойти по пути разметки существующего дорожного
полотна, отгородив сплошной линией на широкой проезжей дороге или на тротуаре
полосу для велосипедов. Затем велосипедные полосы можно дополнительно улучшить,
сделав объезды автобусных остановок и других мест скопления людей. На коротких
участках велополос с наиболее интенсивным движением придется строить настоящие
велодорожки. Километр такой улучшенной велополосы обойдется в 4 раза дешевле
сплошной велодорожки. Улучшенные велополосы надо в первую очередь проложить
на наиболее популярных путях подъезда от жилых микрорайонов к московским
паркам и местам отдыха.
Работа по строительству велодорожек начинается с рекомендаций и детального
описания каждой дорожки, оценки её полезности, эффективности и сметной стоимости.
Администрация города рассматривает и утверждает проекты, устанавливает приоритеты,
после чего предусматривает в бюджете средства на строительство.
2. Кольцевые велотрассы, связывающие парки. Следующим этапом строительства
велодорожек должно стать создание кольцевых велотрасс, связывающих между
собой основные парки столицы. Кольцевые велотрассы должны принять на себя
большой поток отдыхающих, а также совершающих длительные велопробеги по
городу. Поэтому к ним предъявляются повышенные требования по ширине, минимальному
количеству пересечений с дорогами, оборудованию перекрестков. Основные парки
Москвы разделены радиальными магистралями, через которые придется перекидывать
велосипедные мостики.
План строительства велотрасс должен быть составлен на длительную перспективу,
на 10 лет и более, чтобы предотвратить блокирование будущих трасс новостройками
и сооружениями. Это позволит включать велотрассы в качестве составных частей
строящихся площадей, скверов и других строительных объектов. Особенно важно
учесть будущие велотрассы при разработке проектов новых микрорайонов столицы.
3. Проблемы велодвижения в центре Москвы. Конечной целью строительства
велодорожек в центральной части столицы должно стать создание кольцевых
велотрасс вдоль Садового и Бульварного Колец, а также хордовые трассы через
весь центр. Из-за отсутствия свободного дорожного пространства здесь возникают
сложные проблемы, но их всё равно придется решать. Для начала можно нарисовать
велосипедные полосы, закрытые для автомобилей в выходные дни, когда их и
так в центре очень мало. Затем оборудовать велодорожки, выводящие из центра
в парки и по мере реконструкции центра систематически расширять их сеть.
Создание системы автопарковок и велостоянок за границами Садового Кольца,
ограничение въезда в центр на автомобилях в рабочие дни постепенно сделают
популярным поездку сюда на работу на велосипеде. Особенно если покажут пример
руководители города и правительства России.
4. Сочетание велосипедного и общественного транспорта. Только велосипедный
или только общественный транспорт не способны гибко решать большинство проблем
перемещения в большом городе. Однако если умело сочетать велосипедный и
общественный транспорт, можно создать реальную альтернативу автомобильному
транспорту. Первым шагом на этом пути должно быть создание максимально благоприятных
условий для проезда с велосипедами в электропоездах.
Большим стимулом стали бы охраняемые велостоянки на площади трех вокзалов,
у Курского, Павелецкого, Савеловского и Киевского вокзалов..
5. Стоянки для велосипедов. Отсутствие или наличие велостоянок является
важным фактором, определяющим, выберет ли горожанин велосипед в качестве
транспорта. Велостоянки нужны в местах пересадки с общественного транспорта,
торговых центрах, вблизи деловых центров, у часто посещаемых госучреждений,
около предприятий и вузов, а также у мест массового отдыха типа ВВЦ. Стоянки
у предприятий, хотя и являются предметом заботы самих предприятий, играют
не менее важную общественную роль, чем остальные стоянки, создаваемые городом.
В проекты торговых центров велостоянки должны включаться в обязательном
порядке.
В зависимости от места расположения и времени хранения нужны простые открытые
стоянки, охраняемые и платные стоянки. В любом случае велостоянки потребуют
постоянного ухода и обслуживания.
6. Дорожные знаки. Без развитой системы дорожных знаков, управляющих
велодвижением, невозможно соблюдать правила техники безопасности на дорогах.
Чтобы уменьшить количество аварий, особенно важно наладить дорожные знаки
вблизи перекрестков с велодорожками в рамках программы "Обеспечение
безопасности дорожного движения".
Самые простые меры для этого - установка знаков "СТОП" для автомобилей
в 4 метрах от места пересечения с велодорожкой, а также нанесение "зебры"
на то место, где велодорожка пересекает шоссе, и велосипедисты имеют преимущественное
право движения.
Попытки строительства велодорожек в Куркино и других новых микрорайонах
Москвы оказались неудачными потому, что дорожки были всегда заставлены автомобилями,
и велосипедисты не могли их использовать. Нужна система запрещающих знаков
и штрафов за парковку на велодорожках.
7. Массовые мероприятия и информирование населения. Чтобы привлечь
внимание населения города к проблемам и преимуществам велодвижения, очень
важны регулярные массовые мероприятия с участием велосипедистов. Таким мероприятием,
сделавшим много для развития велодвижения, были массовые заезды по Садовому
Кольцу на День Победы 9 Мая. Сегодня всё более популярным в Москве становится
самодеятельное общественное движение "Критическая масса", позволяющее
велосипедистам продемонстрировать свои права на дорожное пространство.
Но более серьёзную роль могут сыграть организованные дни "На работу
на велосипеде" и "День без автомобилей", которые невозможно
провести без поддержки городских властей.
V. Перспективы и оценки
1. Что даст решение проблем велодвижения? Сложно оценить вклад
каждой из 7 перечисленных выше мер на увеличение количества велосипедистов
на городских улицах. Вклад каждой меры даёт увеличение их количества от
5 до 20%. Пожалуй, главный рост следует ожидать от увеличения километража
велодорожек. Однако, максимальный эффект будет достигнут при одновременном
решении проблем велодвижения во всём комплексе.
.2. Когда Москва подружит с велосипедом? Развитие велодвижения возможно
лишь на основе разработки и осуществления долгосрочного плана. Разработка
плана должна начинаться со всестороннего изучения состояния с велодвижением
на сегодня и его тенденций. Пока это не сделано, можно взять за основу опыт
крупных европейских городов, находившихся в аналогичных Москве условиях.
По климатическим условиям нам наиболее близки Стокгольм и Хельсинки.
Если взять год 2006 за исходный, то можно поставить цель за 10 лет приблизиться
к следующим показателям:
- увеличить до 10% долю трудящихся, ездящих на работу в течение велосезона
(6 месяцев);
- снизить на 50% вероятность аварий с участием велосипедистов, рассчитанную
как отношение числа зарегистрированных аварий к общему километражу, проезжаемому
велосипедистами по дорогам. Этот километраж на основных дорогах подсчитывается
службами управления дорожным движением, а на местных дорогах - добровольцами;
- добиться, чтобы 50% москвичей считали безопасным передвижение по городским
дорогам на велосипеде. Этот процент несложно определить путем телефонного
опроса населения;
- состояние дорог должно обеспечивать среднюю скорость передвижения на велосипеде
по Москве на расстояние до 5 км не менее 12 км/час. Эти данные также легко
подсчитать, узнавая у велосипедистов по телефону время на поездку и расстояние
от двери до двери.
Обследование ситуации должно проводиться ежегодно. Результаты должны помочь
скорректировать направление главных усилий. Если будет показано, что рост
загруженности автодорог замедлился по сравнению с ожидаемым, это будет означать,
что меры по развитию велодвижения начали приносить эффект.
3. Способы оценки результатов. Чтобы оценивать степень развития
и полезный эффект велосипедного транспорта, необходимо регулярно ежегодно
проводить измерения ряда параметров:
- общий километраж поездок на велосипедах по основным дорогам;
- общий километраж поездок на автомобилях;
- процент трудящихся, ездящих на работу на велосипеде;
- длина велополос;
- длина велодорожек;
- длина велотрасс;
- расходы на содержание велодорожек, велотрасс и велополос в пригодном состоянии;
- количество серьёзных аварий с участием велосипедистов;
- количество оборудованных перекрестков с велодорожками;
Проделанную работу москвичи лучше всего оценят по пятибалльной шкале, если
проводить опрос по следующим разделам:
- Какова степень пригодности Москвы для велопоездок?
- Насколько безопасно вы чувствуете себя на проезжей дороге?
- Как вы оцениваете наличие велодорожек, их качество?
- Как вы оцениваете состояние проезжей части дорог?
- Насколько удается сочетать велосипед с общественным транспортом?
- Достаточно ли велостоянок в городе?
- Достаточно ли информации о состоянии работ по развитию инфраструктуры
велодвижения?
Очевидно, что сегодня оценки были бы близки к нулю. Но начинать эту работу
всё равно придётся!
Статья написана на основе анализа
опубликованных материалов Европейской Федерации Велосипедистов за
2003 - 2006 гг.
|
Состояние и пути развития велодвижения
в России
На заседании Комитета по экологии Государственной Думы РФ 17 мая 2006
года обсуждалось предложение Русского клуба велопутешествий и активистов
общественного велодвижения Ю. Белецкого, В. Ляхова, И. Налимова и Г. Суздальцева,
присутствовавших на заседании, о необходимости развития велодвижения в
Российской Федерации. Было принято решение поддержать это предложение
и обратиться в Правительство РФ с предложением рассмотреть возможность
разработки проекта федерального закона "О развитии велодвижения в
Российской Федерации".
В связи с этим решением Комитета Государственной Думы становится актуальным
анализ состояния и направлений развития велодвижения как основы для разработки
федерального закона.
Множество слов было произнесено о тех или иных преимуществах различных
видов транспорта. Однако только теперь стало совершенно ясно, что значение
велосипеда и возможностей его полезного применения как транспортного средства
были в России полностью игнорированы. Это стало очевидным, когда
мы увидели расцвет велодвижения в странах Европы и неустанные усилия их
властей на государственном и местном уровне по созданию режима наибольшего
благоприятствования для передвижения на велосипеде и других средствах
мускульного транспорта. Результаты этих усилий видны по дорожной обстановке
в таких странах, как Германия, Дания, Нидерланды, Финляндия.
Потенциал велосипеда следует из данных опроса горожан западных городов.
В 72% выходов из дома люди перемещаются на расстояние не более 8 км. 50%
выходов связаны с перемещением на расстояние до 4 км. Эти расстояния легко
преодолеваются на велосипеде. Если же сочетать велосипед с общественным
транспортом, то можно без труда преодолевать и существенно большие расстояния.
Как повернуть сегодняшнюю ситуацию с транспортными средствами в России
в сторону, благоприятную для развития массового велодвижения?
Для этого требуется:
1. Исследование проблемы - ясное понимание, чего мы можем достичь
в результате, как поднять статус велодвижения, и объединить усилия федеральных
и местных органов власти, транспортников и общественных организаций, строителей
и пользователей дорог, частного сектора и бизнес-сообщества.
2. Следующим прорывом в транспортном мышлении станет развитие того, что
можно обозначить одним термином "велокультура" в России.
Это и приоритет велосипеда на дорогах в центрах городов, и признание полезности
и престижности поездок на работу на велосипеде, и учет интересов велодвижения
во всех градостроительных планах.
Большинство подобных действий, направленных на развитие велодвижения,
сводится к тому, чтобы при использовании существующих ресурсов учитывать
потребности велосипедного транспорта. Места в городах больше не становится.
Развивая велодвижение, можно сделать более эффективным использование дорожного
пространства. При разработке схем дорожного движения следует учитывать
присутствие велосипедов на дороге. Для этого надо лишь немного перестроить
полосы движения, чтобы создать удобный и безопасный проезд на велосипедах.
Другие действия состоят в том, что из ряда проектов для финансирования
выбирается тот, который лучше учитывает потребности велодвижения. Если
грамотно планировать и координировать проекты развития велодвижения, то
можно достичь значительных результатов без обременительного финансирования.
В процессе выполнения этого этапа происходит накопление опыта, появление
специалистов и выработка проектов новых законов. Их уже есть с кем обсуждать
достаточно квалифицированно.
3. Чтобы решить проблемы велодвижения на основе нового закона, придется
не только следить за его неукоснительным исполнением, но и объединять
усилия различных организаций и отдельных специалистов, которые способны
оказать влияние на отношение к велодвижению широких слоев населения и
выработку позиции этих организаций. Объединив усилия, мы определим общие
цели, установим конкретные задачи, направленные на их достижение, и составим
перечень практических действий для получения желаемого результата.
Конечный результат - создать возможность для большего числа людей выбирать
велосипед в качестве транспортного средства. Действия должны способствовать
тому, чтобы этот вид транспорта становился всё более удобным и безопасным.
Нет сомнения, что развитие велодвижения принесет огромную пользу всему
народу России!
Главные цели, задачи, действия, результаты/
Цель 1 - увеличить использование велосипеда в качестве транспортного
средства. Задача - удвоить количество велопоездок в 2 раза к 2010 году.
Региональные и местные власти устанавливают свои показатели увеличения
числа велопоездок.
Цель 2 - обеспечить удобные подъезды на велосипеде и перевозки
к основным местам массового посещения людей. Задача - оборудовать стоянки
в центральной части городов, у торговых центров, учебных заведений, мест
массового отдыха, обеспечить возможность перевозки велосипедов в общественном
транспорте.
Цель 3 - повысить безопасность велодвижения на дорогах. Задача
- повысить качество дорожного покрытия в местах велопоездок, установить
разметку и знаки на велодорожках. Вести учёт и анализ аварий с велосипедистами.
Цель 4 - эффективнее использовать дорожное пространство. Задача
- изменить схемы дорожного движения, перераспределить имеющееся дорожное
пространство в пользу велодвижения.
Цель 5 - развивать велокультуру. Задача - обучать население, в
первую очередь, школьников и учащихся колледжей и вузов, правилам передвижения
по городским дорогам на велосипеде, поднимать статус участников велодвижения,
учить водителей, транспортников и дорожников уважать права велосипедистов,
сделать престижными велопоездки трудящихся на работу, распространять положительный
опыт использования велосипеда, проводить массовые мероприятия по пропаганде
велодвижения.
Цель 6 - обеспечить ресурсы для развития велодвижения. Задача -
законодательно установить включение программ развития велодвижения в бюджет
правительства РФ и соответствующих министерств, в программы развития регионов
с финансовым обеспечением этих планов, возложить ответственность на местные
власти за выработку программ развития велодвижения, выделение средств
и контроль за их использованием.
Цель 7 - контролировать деятельность по развитию велодвижения и
направлять процесс. Задача - создать Совет по велодвижению при министерстве
транспорта, представляющий ежегодный отчёт, создать региональные группы
из представителей велодвижения и местных властей для контроля ситуации
в регионах, разработать методики оценки состояния велодвижения, вырабатывать
предложения по решению первоочередных и стратегических проблем велодвижения.
Ситуация с велодвижением в России в настоящее время.
В близких по климату к северной и центральной России Финляндии и Швеции
свыше 10% всех поездок совершается на велосипеде. В Москве и Петербурге
для деловых поездок велосипед практически не используется. Количество
велосипедов в Москве превышает 3 миллиона и постоянно растет. Треть москвичей
считает использование велосипеда необходимой частью своей жизни. В домах
у населения России простаивает свыше 30 миллионов велосипедов. Этот огромный
арсенал, а также потенциал интереса к велопоездкам могут быть конвертированы
в более частое использование велосипеда как транспортного средства.
Сегодня всё более остро встают проблемы пробок на дорогах в больших городах,
загрязнения окружающей среды автомобильными выхлопами. В послании Президента
России Федеральному собранию отмечалась серьёзная озабоченность сокращением
продолжительности жизни населения. Одной из важнейших причин этого являются
сердечно-сосудистые заболевания вследствие недостатка регулярной физической
активности.
Опыт многих европейских стран убедительно доказал, что широкое использование
велосипеда как экологически чистого, экономичного, удобного и полезного
для здоровья транспортного средства приносит значительный эффект.
Всем становится ясной необходимость решения проблемы организации дорожного
движения на региональном и федеральном уровне. Например, в Москве организация
системы магазинов "шаговой доступности" усилиями местных властей
позволила уменьшить транспортные потоки между микрорайонами.
Приходится констатировать, что в России огромный пласт возможностей велосипедного
движения пока практически не используется. Начинать приходится практически
с белого листа.
С чего начать?
Должна быть определена стратегия развития велодвижения в России. Необходимо
создать рабочую группу для подготовки предложений:
- каковы пути повышения велокультуры в российском обществе, способствующей
более широкому использованию велосипеда населением всех возрастов;
- каковы наиболее полезные формы велодвижения и лучшие примеры их практической
реализации;
- в каких случаях применение велосипедного транспорта приносит наибольший
эффект, и какими практическими средствами это может быть достигнуто? Важно
убедительно показать ценность реализации стратегии.
Следующим шагом должна быть выработка общественного согласия по методам
и средствам, которые необходимы при реализации стратегия:
- Что сдерживает сегодня использование велосипеда в России? Каковы пути
устранения этих причин?
- Какие механизмы существуют для поощрения, облегчения и регулярного использования
велосипедного транспорта? Кто должен осуществлять эти механизмы?
- Как привлечь для этих целей государственные, общественные и частные
ресурсы?
- Какими показателями следует характеризовать уровень развития велодвижения?
- Как контролировать и оценивать деятельность по развитию велодвижения?
Далее следует установить обоснованные и реальные цели на планируемый период:
- Какого общего уровня использования велосипеда мы собираемся достичь
на общероссийском и региональных уровнях? Например, это цель удвоить количество
велопоездок за пятилетку.
- Какие значения дополнительных показателей развития велодвижения могут
быть установлены на планируемый период?
Чтобы обосновать цели, необходимо:
- изучить опыт других стран, успешно решивших проблемы велодвижения,
- посмотреть, что уже делается в России по развитию велодвижения, какие
задачи поставлены в регионах, насколько они реалистичны, как решаются
эти вопросы в крупных городах и на местах,
- увязать выбор целей развития велодвижения с общегосударственными задачами
по сохранению окружающей среды, сохранению здоровья населения и повышению
эффективности использования транспортных средств,
- количественно выразить конкретные меры, которые позволять обеспечить
достижение этих целей.
Факторы развития велодвижения
Основным показателем является увеличение количества велопоездок в целом
по России. На этот показатель влияет много второстепенных факторов. Не
исключена ситуация, что рост основного показателя будет сопровождаться
временными неудачами с улучшением других частных показателей. Рассмотрим
эти факторы и как их можно характеризовать:
- Безопасность - установить индикаторы риска для велосипедиста и ставить
задачу по их снижению.
- Велодвижение в регионах - нацелить региональные и местные власти на
разработку собственной стратегии, проводить регулярный обзор этих стратегий.
- Участники велодвижения - изучать рост количества велопоездок и изменение
отношения к велодвижению среди населения различного возраста, пола и социального
положения.
- Частота велопоездок - для измерения велосипедных потоков нужно производить
замеры в группе заранее отобранных перекрёстков и мест массового посещения.
- Доля велотранспорта - нужны сравнительные замеры велопоездок и другого
транспорта на ключевых направлениях.
- Общественный транспорт - необходимо замерять, какая доля велосипедистов
и сколько велопоездок совершает с применением общественного транспорта.
- Воровство - вести учет случаев воровства велосипедов и рекомендовать
пути их снижения.
Для контроля за выполнением стратегии должна быть создана постоянно действующая
комиссия или управление при министерстве транспорта. Комиссия будет организовывать
работу по федеральным программам (российские участки международных велотрасс
№2, Лондон-Москва и №10, Кале, Франция - СанктПетербург), а также координировать
деятельность Минздрава, Минприроды по велодвижению, региональные программы
развития велодвижения. Она могла бы рассматривать проекты исследований
и разработок в области велодвижения и выдавать гранты на самые интересные
из них. Каждый год комиссия должна представлять отчёт о выполнении планов
и предложения по их корректировке в результате проведенных исследований
и накопленного опыта.
Игорь Налимов, Русский клуб велопутешествий, тел. 495-353-5595, mailto:
nalimov@veloclub.ru
|