Rambler's Top100
На Главную VeloMan 2006

 

Игорь Налимов, засл путешественник РФ, президент Русского клуба велопутешествий,
предс. комиссии велотуризма ФСТ-ОТМ. тел. (495) 353 5595, nalimov@veloclub.ru
 
Венская Конвенция и Правила дорожного движения
Последствия неточного перевода

Заглавие Венской Конвенции 1968 года “Convention on Road Traffic” было переведено на русский в 1968 году как Конвенция о дорожном движении.
Но более точный перевод: Конвенция о движении по дорогам. Небольшая эта и ряд других неточностей при переводе привели к негативным последствиям для наших ПДД.
В наших ПДД термин «дорожное движение» (ДД) определен как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов. Вследствие неточного перевода заголовка Конвенция приобрела правоустанавливающее значение об общественных отношениях, на которое она на самом деле и не претендует.
Переведя название Конвенции в 1968 году таким образом, создатели наших ПДД хотели из благих намерений поднять их обоснованность на международный уровень, и кроме того, повысить юридический уровень ПДД, приблизив его к уровню Общесоюзного Закона.
К чему приводит такое определение ДД:
1. Тогда правостороннее дорожное движение – это правосторонняя совокупность общественных отношений. Что это такое?
2. Тогда участник ДД – это участник совокупности общественных отношений. Опять абсурд. К счастью, в п. 1.2 дается определение «участника дорожного движения» - лицо, принимающее участие в процессе движения. Здесь поставлен знак равенства между ДД и процессом движения
3. Тогда «Автомобильное дорожное движение» - автомобильная совокупность общественных отношений. Опять абсурд. Исходя из здравого смысла, это просто перемещение автомобилей по дороге.
4. Тогда термин «безопасность дорожного движения» надо понимать как безопасность совокупности общественных отношений? Снова абсурд.
На самом деле, согласно Федеральному Закону №196 «О безопасности дорожного движения», «безопасность дорожного движения» – это состояние процесса перемещения, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий. И это правильно. Здесь законодатель также вернулся к пониманию ДД как процесса перемещения. И это противоречит определению дорожного движения в ПДД как совокупности общественных отношений.

Таким образом, при точном переводе из Венской Конвенции могут следовать только Правила перемещения по дорогам, а не правоустанавливающие документы уровня ФЗ. Существует мнение – нам задана подготовка законопроекта о ДД, а не о движении по дорогам. Закон о движении по дорогам нам не задавали. Но очевидно, поручая подготовить закон о ДД, просто использовали известную привычную терминологию. На деле имелось в виду определить права и обязанности всех участников ДД, их ответственность за нарушение прав и их ненадлежащее выполнение. Иными словами, установить Дорожное право. Как будет называться этот закон, это уже дело законодателей. А Правила дорожного движения останутся сводкой правил перемещения по дорогам, предназначенных для соблюдения прав участников ДД..

Предложения:
1. Сделать новый юридически точный перевод Венской Конвенции.
2. Привести терминологию ПДД в соответствие с Венской Конвенцией.

Налимов Игорь Петрович,
тел. 353-5595, моб. 8-916- 641 9056
mailto: nalimov@veloclub.ru
-------------------------------------------------------------------------
Материалы к Концепции закона «О дорожном движении» (ДД)

1. Анализ действующего законодательства
2. Анализ международных документов и законодательства
3. Предлагаемые в будущий закон новые положения, к-рые не предусмотрены действующим законодательством
- право беспрепятственного проезда,
- право граждан на улучшение экологического состояния дорожного пространства, использование и развитие экологически чистого транспорта.
4. Предложения по включению в будущий федеральный закон (ФЗ) нормативов из действующих документов более низкого юридического уровня.
5. Предложения, к-рые могут быть использованы при разработке других ФЗ, действие к-рых распространяется на ДД.
6. Перечень терминов в рассматриваемой области, подлежащих толкованию (или с готовыми формулировками)
6.1 Основные понятия:
1.1. Дорожное движение – процессы перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
1.2. Дорожное право – совокупность общественных отношений, возникающих в дорожном движении.
6.2 Термины: Дороги имеют следующие категории:
1.1. Дороги общего пользования
1.2. Частные дороги
1.3. Внутренние дороги хозяйствующих субъектов
1.4. Специальные дороги, устанавливаемые решением Правительства РФ, в том числе платные дороги, автомагистрали, дороги особых зон.

7. Оглавление разделов, подразделов и статей (можно с формулировками).
Преамбула
Признавая необходимость правового регулирования взаимоотношений участников дорожного движения в целях
- обеспечения охраны жизни, здоровья и имущества граждан,
защиты их прав и законных интересов,
- содействия повышению безопасности на дорогах,
- содействия наиболее полному и эффективному использованию дорожного пространства,
- содействия улучшению экологического состояния дорожного пространства и развитию экологически чистого транспорта,
- учитывая международные соглашения, действующие в сфере дорожного движения, к которым присоединилась Россия,
в настоящем законе устанавливается:

Раздел 1. Предмет настоящего закона
Предметом настоящего закона является установление дорожного права.
1.1. Закон гарантирует беспрепятственный проезд по дорогам общего пользования. Все граждане имеют законное право на беспрепятственный проезд по дорогам общего пользования.
1.2. Специальные дороги – платные дороги, автомагистрали и другие дороги, предназначенные только для автомобильного движения – должны иметь сопутствующие второстепенные дороги для беспрепятственного проезда других видов транспорта.
1.3. Закон содействует общественному использованию частных и внутренних дорог путем предоставления налоговых скидок их владельцам и хозяевам.

Раздел 2. Определения закона
2.1. Закон определяет, кто, в каких случаях и каким образом отвечает за обеспечения охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов
2.2. Закон определяет, какие и кто на федеральном, региональном, муниципальном и местном уровне обязан и имеет право принимать меры по содействию и повышению безопасности на дорогах, какова ответственность за нарушение и непринятие этих мер.
2.3. Закон определяет, кто, в каких случаях и каким образом имеет право устанавливать постоянные и временные ограничения беспрепятственного проезда, какая ответственность наступает за нарушение и ненадлежащее использование этого права.
2.4. Закон определяет, какие и кто на федеральном, региональном, муниципальном и местном уровне обязан и имеет право принимать меры по улучшению экологического состояния дорожного пространства, использованию и развитию экологически чистого транспорта, какова ответственность за нарушение и непринятие этих мер.
Отдельно определяются специфические особенности действия разделов 2.1 – 2.4 закона в условиях мегаполисов и больших городов, средних городов (до 200 тысяч населения), мелких населенных пунктов и вне населенных пунктов.

Раздел 3. Обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов

Раздел 4. Ответственность за нарушение и непринятие этих мер по содействию и повышению безопасности на дорогах

Раздел 5. Право беспрепятственного проезда, ответственность за нарушение и ненадлежащее использование этого права.

Раздел 6. Право на улучшение экологического состояния дорожного пространства, использование и развитие экологически чистого транспорта, ответственность за нарушение и непринятие этих мер.


Раздел 7. Автомобильное дорожное движение

Раздел 8. Велосипедное дорожное движение
(Выделив в отдельный раздел велосипедное дорожное движение,
законодатель подчеркивает свою политическую волю на развитие экологически чистого массового транспорта, способствующего сохранению здоровья граждан).
----------------------------------------------------------
14 февраля 2007 г.       Предложения в Правила дорожного движения

На дорогах наших городов становится всё больше велосипедистов. Становится актуальной проблема: современная версия ПДД по нашему мнению в связи с изменившейся дорожной ситуацией нуждается в доработке, и в более полной расшифровке требований правил в части велосипедистов на дорогах – выделение специального раздела ПДД: Дополнительные правила для велосипедистов.
Правила велосипедного дорожного движения


Часть 1. По нашему мнению, желательно пересмотреть приведенные ниже пункты правил.


1. Раздел 1. пункт 1.2.
Необходимо уточнить основные понятия:
Дорожное движение – процессы перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Дорожное право – совокупность общественных отношений, возникающих в дорожном движении.
Дополнить термины: Дороги имеют следующие категории:
1.1. Дороги общего пользования (общедоступные)
1.2. Частные дороги
1.3. Внутренние дороги хозяйствующих субъектов
1.4. Специальные дороги, устанавливаемые решением Правительства РФ, в том числе платные дороги, автомагистрали, дороги особых зон.


2. Раздел 16. Проезд по автомагистралям.
Добавить пункт 16.4. На въезде на автомагистраль должна быть установлена «схема объезда» для движения видов транспорта, для которых запрещено движение по данной магистрали. То же для дорог, обозначенных знаком 5.3.
Дать расшифровку дорожного знака 5.31 в следующем виде: 5.31.1. Маршрут объезда участка дороги, временно закрытого для движения. 5.31.2. Маршрут объезда дороги для видов транспорта, для которых движение по данной дороге запрещено.
В случае отсутствия схемы объезда разрешить движение по автомагистралям и дорогам для автомобилей, исключительно в пределах выделенной асфальтированной обочины, (отделённой от проезжей части сплошной белой линией), шириной не менее 1.0 м. В этом случае движение других ТС по этим полосам ограничить.
Автомагистрали не должны быть единственным путем между пунктами А и Б. На МКАД есть участки, когда по ней на авто достаточно проехать сотни метров, а на велосипеде надо ехать в объезд десятки километров. Это пример противодействия пешеходам и велосипедистам. К автомагистралям нужны дороги – сателлиты, для велосипедистов и пешеходов. Пример: Из Капотни в Беседы по МКАД – 1 км, а на велосипеде через Борисовский мост – 20 км.

3. Пункт 24.2. Велосипеды должны двигаться только в крайне правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Этот пункт запрещает выезд велосипедистов из крайне правого ряда. Однако существуют перекрестки, где крайне правый ряд приспособлен для движения транспортных средств только направо. Если речь именно о перекрестке, то можно выйти из положения: повернуть направо, и пересечь затем дорогу по пешеходному переходу, вернувшись на исходный курс. Если же речь о дорожной развязке, то велосипедист, повернув направо, окажется в абсолютно другой стороне. На дорожных развязках, в частности, часто нет пешеходных дорожек и переходов. На лицо противоречие: либо нарушать правила и перестраиваться во второй ряд, по которому разрешено движение прямо, либо поворачивать направо, уезжая неизвестно куда.
Предлагается: Разрешить выезд велосипедиста за пределы правой полосы для проезда развязок и перекрестков. Аналогичные проблемы возникают в случае, если правый ряд занят аварийным транспортным средством, а обочины нет.
4. Так как велосипедистов становится много, то возникают серьезные проблемы с организацией движения в один ряд.
Просим рассмотреть возможность внесения в правила, пункта разрешающего организованным колоннам движение по два человека в ряд. Например, с формулировкой: "Допускается движение велосипедистов в колонне по два человека, в случае если это не создает проблем другим участникам дорожного движения, на дорогах с двумя или более полосами движения в одном направлении".
5. Пункт Правил 24.1 утверждает, что управлять велосипедом можно с 14, а по решению субъекта федерации - с 12 лет.
В то же время, пункт Правил 24.3 говорит о том, что детей до 7 лет можно перевозить на велосипеде на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками.
А что делать с детьми от 7 до 12 (14) лет? В настоящее время необходимо разработать правила определяющие, каким образом, им надлежит вести себя на дороге. В нашей стране есть дети от 7 до 12, и есть родители, которые хотят поехать с ними в поход, или просто прокатиться по дачному поселку. Но как это сделать, не нарушая правил?
6. Пункт 24.3 "Водителям велосипеда запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением, и на дорогах имеющих более одной полосы для движения в данном направлении".
Это правило очень жесткое. Понятно, что его наличие продиктовано желанием повысить безопасность велосипедиста на дороге. Однако все-таки, в наших новостройках есть большое количество широких и полупустых дорог, которые пришли на смену узким проездам. Нам кажется целесообразным с учетом реалий нашей жизни, несколько смягчить требования правил в данном пункте.
Добавить в пункт 24.4 «При пересечении перекрестков велосипедист имеет приоритет при повороте направо».
7. В Правила должны быть включены отдельные пункты:
При обгоне или опережении велосипедистов водители механических транспортных средств обязаны перестроиться в соседний ряд, или, если такой маневр затруднен, обеспечить поперечную дистанцию не менее одного метра. Второй пункт должен ограничивать возможность поворота транспортных средств перед велосипедистами.
Часто водители не осознают, что велосипедист, движущийся со скоростью 30 км в час, имеет большой тормозной путь. Рекомендовать водителям автомобилей при повороте направо, или при перестроении в правый ряд для остановки, пропускать велосипедистов - это вопрос, который хотелось бы видеть отдельной строкой в правилах, так как это поможет акцентировать на этой проблеме внимание водителей. Анализ аварийных ситуаций вывел ряд наиболее распространенных ДТП. Статистика говорит: самая частая авария - когда на перекрестке автомобиль, поворачивая направо, сбивает движущегося прямо велосипедиста. Не менее опасной (но реже встречающейся) является ситуация обгона большегрузными автомобилями велосипедистов (ветровой удар).
8. Разрешить движение велосипедов в городах по встречной полосе дорог с односторонним движением.
Если на городской дороге с односторонним движением установлен знак 3.1. Въезд запрещен, велосипедист имеет право на встречное движение по правой стороне дороги или по тротуару. Для других видов транспорта рядом должна быть установлена таблица со схемой объезда по параллельной дороге.
9. Дополнить пункт 9.9. При отсутствии велодорожки разрешить движение на велосипеде по тротуарам, обязав велосипедиста обеспечить безопасность движения. Согласно п. 4.5. (Приложение 1. Дорожные знаки) по велосипедной дорожке могут двигаться пешеходы. Поэтому нелогично и неправильно запрещать велосипедистам двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам.

Часть 2. Специальный раздел ПДД: Дополнительные правила для велосипедистов
Дорожные знаки для «Дополнительных правил» прилагаются в отдельном файле.

Приложение 3
К Правилам дорожного движения Российской Федерации

Правила велосипедного дорожного движения
1. Место велосипедиста.
Велосипедисты должны двигаться по велодорожке или по совмещенной дорожке, если таковые имеются. При отсутствии велодорожки разрешается движение на велосипеде по тротуарам, причем велосипедист обязан обеспечить безопасность движения.
Совмещенные дорожки предназначены для пешеходов, велосипедистов и, иногда, для мопедов. Такие дорожки обозначены специальными дорожными знаками.
В случае отсутствия велодорожки или совмещенной дорожки велосипедист должен двигаться с правой стороны дороги по обочине или по правому краю дороги.
Обочина отделена от проезжей части сплошной белой линией.
Дети до 12 лет могут ездить на велосипеде по тротуару.
2. Совмещенная дорожка. Здесь имеем два типа
2.1. Вело - и пешеходная дорожки разделены.
У велосипедистов и у пешеходов есть свои части дороги, которые разделены белой полосой. Дорожный знак указывает, какая половина предназначена для велосипедистов. Велосипедисты должны двигаться по правой стороне своей половины дороги.
2.2. Вело - и пешеходная дорожки объединены.
Велосипедисты должны двигаться по правой стороне дорожки. Обгон пешеходов, идущих по правой стороне, и других велосипедистов нужно выполнять слева. На перекрестках совмещенных дорожек и в тоннелях могут возникать опасные ситуации. Чтобы избежать таких ситуаций, снижайте скорость, особенно при движении под уклон. На перекрестках дорожек велосипедист должны пропустить других велосипедистов, которые приближаются к перекрестку справа. При необходимости велосипедист может использовать звонок.
3. Проезд перекрестков.
При проезде перекрестков нужно быть особенно внимательным. Для велосипедистов действуют те же правила проезда перекрестков, что и для автомобилистов. Не забывайте показать рукой направление поворота перед тем, как повернуть.
Основные правила проезда перекрестков. Когда велосипедист движется по проезжей части вместе с другим транспортом, он должен пропустить транспорт, который приближаются к перекрестку справа.
Велосипедист, выезжающий с велодорожки на проезжую часть, должен пропустить все транспортные средства. Транспортные средства пропускают велосипедиста только в том случае, если им это предписано наличием знаков "уступи дорогу" или "STOP" или они поворачивают на дорогу, которую пересекает велосипедист.
Знаки "уступи дорогу" и "STOP" предписывают всем транспортным средствам, в том числе и велосипедистам, пропустить все движущиеся транспортные средства как справа, так и слева.
Велосипедист должен пропустить все транспортные средства, когда он выезжает со двора на проезжую часть или велодорожку.
Поворачивающий транспорт (в данном случае автомобиль) должен пропустить едущего по пересекаемой дороге велосипедиста.
Поворачивающий транспорт, в том числе и велосипедист, должны пропустить движущихся по пересекаемой дороге велосипедистов и пешеходов. Пересекаемая дорога - это дорога, на которую транспорт поворачивает.
Велосипедист движущийся в направлении действия знака должен пропустить транспортные средства и слева и справа. Знак "STOP" также предписывает обязательную остановку.
Выезжающий с велодорожки на проезжую часть велосипедист должен пропустить остальных.
4. Поворот налево - один из наиболее опасных маневров на дороге.
Безопасный способ - поворот налево по прямому углу.
Такой поворот осуществляют следующим образом:
- Проехать перекресток прямо;
- Остановиться на краю дороги и посмотреть во все стороны - есть ли машины?
- Когда дорога будет свободна, переехать или перейти через дорогу.
- Продолжать движение по правому краю дороги.
Таким же способом лучше всего поворачивать налево во двор.
Поворот налево в потоке. Велосипедист может также повернуть налево прямо с дороги, как это делают другие транспортные средства.
Такой поворот осуществляют следующим образом:
- заранее показать рукой сигнал левого поворота,
- посмотреть назад, чтобы убедиться что автомобилисты дают вам пространство в середине полосы,
- убедиться, что навстречу (а на равнозначном перекрестке также и справа) не едут машины,
- когда перекресток будет свободен, повернуть налево, двигаясь посередине полосы,
- посмотреть назад, убедиться, что автомобилисты дают вам переместиться к правому краю дороги,
- продолжать движение по правому краю дороги.
5. Светофоры. Велосипедист должен подчиняться сигналам светофоров. При повороте велосипедист должен пропустить пешеходов на пешеходном переходе. Если на пересечении велодорожки или совмещенной дорожки с обычной дорогой есть пешеходный переход со светофором, то велосипедист должен подчиняться сигналам светофора для пешеходов.
Если на перекрестке есть отдельные светофоры для велосипедистов, велосипедист должен подчиняться сигналам светофора для велосипедистов.
Автобусные остановки. При приближении к автобусной остановке следует снизить скорость. Велосипедист должен уступить дорогу выходящим из автобуса и входящим в него пассажирам.
Железнодорожный переезд. Действия светофоров и шлагбаумов на железнодорожных переездах распространяются и на велосипедистов. Нельзя проезжать через железнодорожный переезд, если горит красный свет и шлагбаум закрыт.
6. Пешеходный переход. Если на пересечении велодорожки или совмещенной дорожки с обычной дорогой есть пешеходный переход, то велосипедист может переехать дорогу по пешеходному переходу. Допускается движение на велосипеде через пешеходный переход (на разрешающий сигнал), не спешиваясь.
Тем не менее, велодорожка не дает велосипедисту приоритета - он должен подчиняться правилам проезда перекрестков. На велосипедиста действуют также установленные на перекрестке дорожные знаки, такие как "уступи дорогу" и "STOP". Если за пешеходным переходом начинается тротуар, то велосипедист может пересекать дорогу по такому пешеходному переходу, только если он поведет велосипед рядом с собой. По тротуарам на велосипедах разрешается ездить только детям до 12 лет.
7. Перевозка на велосипеде. Велосипед предназначен для перевозки одного человека. Для перевозки ребенка нужно иметь подходящее сиденье с надежной защитой для ног. Для перевозки грудных детей нужно иметь специальное безопасное сиденье. Сумки и грузы нужно размещать на велосипеде так, чтобы было легко сохранять равновесие.
8. Движение в темное время суток. Велосипедист должен в темное время суток передвигаться по проезжей части с включенной фарой и задним красным фонарем и в одежде со световозвращающими элементами. Иначе разрешается двигаться только вне проезжей части.
9. Участие велосипедиста в дорожном движении. Велосипедист должен следить за тем, что собираются сделать другие участники движения, и сообщать им о своих намерениях.
Двигаться с такой скоростью, чтобы справиться с управлением во всех ситуациях. Снижать скорость перед перекрестками. Помнить, что зимой тормозной путь длиннее, чем летом. Убедиться в том, что он заметен на дороге для автомобилистов и других участников движения. Фара и светоотражатели со всех сторон необходимы при движении в темное время суток. Внезапные маневры опасны.
Не выезжать внезапно на дорогу или из-за угла здания и не совершать другие неожиданные действия. Показывать руками сигналы поворота, когда он собирается повернуть. При необходимости предупреждать других велосипедистов или пешеходов звонком. Выучить правила дорожного движения и дорожные знаки.

Разработал Налимов И. П., тел. 495-353-5595, mailto: nalimov@veloclub.ru




Наверх в начало страницы
 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Hosted by uCoz